21 января

Восемь способов научить ученика

Продолжаем разговор о применении теории множественного интеллекта в школе и о том, как помочь своим ученикам осознать свои сильные и слабые стороны (а учителям лучше понять своих учеников) и результативно использовать их в учении и обучении.
В данный момент речь не идет об использовании психологических тестов - это инструмент для специалистов и хотелось бы избежать дилетантской интерпретации результатов и навешивания ярлыков. 
Речь пойдет о вдумчивом педагогическом наблюдении, которое подчас приносит гораздо больше пользы. Томас Армстронг, американский психолог и педагог, занимающийся проблемами применения теории множественного интеллекта в образовании, в своей книге Multiple intelligences in the Classroom шутя заметил, что наилучшее представление о типе интеллекта учеников можно получить, наблюдая за тем, как они нарушают дисциплину :) (стр.34): вербальники будут отвечать без всякой очереди, когда их не спрашивают, визуальники рисовать, кинестетики вертеться, дети с доминирующим межличностным типом интеллекта много болтать друг с другом во время урока и т.д. По сути, это - крик о помощи или диагностический показатель того, каким способом надо этого ребенка учить. Другой способ - понаблюдать, как дети проводят свободное время.

И если учитель всерьез задумывается о том, как лучше индивидуализировать образовательный процесс для своих учеников, то нужно кратко фиксировать свои наблюдения за ними (вот тут очень может прийти на выручку Evernote с его возможностями), сразу за всеми, конечно, не запишешь, но регулярные записи, хотя бы и по несколько строк в день, сослужат и вам и вашим ученикам хорошую службу.

Чтобы систематизировать свои наблюдения, можно воспользоваться опорным листом, который предлагает Т.Армстронг

Кроме заполнения этого листа наблюдений можно воспользоваться следующими приемами:

Создайте в Evernote блокнот-портфолио для каждого ученика и собирайте туда всю возможную информацию: примеры его работ, статистические данные о его успехах в разных областях, результаты тестов и контрольных работ, фотографии (сделанные с вашего телефона во время урока - как ребенок работает, продукты его труда, представляющие особый интерес и т.д.). Дайте доступ к этому портфолио родителям, и другим педагогам, чтобы они могли пополнять его своими наблюдениями и материалами и знакомиться с вашими, и, конечно, самому ребенку - ведь главным образом, наша цель не только строить обучение наилучшим для него способом, но помочь ему осознать самого себя, обрести чувство собственного достоинства, понимание своих сильных сторон и научить использовать их результативно для собственного же обучения.
*  *  *

При всех современных переменах в подходах к образованию, школьная программа в основном апеллирует к логико-математическому и вербально-лингвистическому интеллекту. И лекция, объяснения учителя, сопровождаемые записью на доске или презентацией, организация время от времени групповой работы или проекта составляют основу деятельности учителя.
Что привносит в деятельность учителя образовательный процесс, основанный на теории множественного интеллекта

Фокусируясь на целях урока, учитель, применяющий ТМИ:
  • Постоянно меняет способы предъявления учебного материала от вербальных, визуальных, кинестетических и т.д., творчески комбинируя их под разные типы интеллекта; часто использует музыку, видео;
  • Сопровождает свои записи на доске рисунками, схемами, диаграммами при необходимости фронтального объяснения, но чаще побуждает это делать учеников;
  • Организует групповую и индивидуальную работу в учебных центрах - тематических или по типам интеллекта, используя при этом различные активные виды деятельности;
  • Индивидуальный или групповой проект или исследование на уроке - становится неотъемлемой частью учебного процесса;
  • Образовательное пространство гибко меняется в соответствии с целями конкретного дня, урока, темы; подразумевает расстановку мебели для организации учебных центров соответственно типам интеллекта; оборудование кабинета включает различные наборы предметов и оснащения для разных типов интеллекта (включая художественные и чертежные принадлежности, подборки литературы, материалы логико-математического характера - паззлы, логические игры и др, наборы для моделирования и т.п.)

Краткий обзор некоторых примеров инструментов и методов, используемых учителем в МИ-классе (классе, где обучение основано на теории множественного интеллекта (МИ) Г.Гарднера) представлен в таблице .

Параметры таблицы не позволяют вместить всю информацию, но эти же вопросы частично рассматриваются и в других постах раздела о применении теории множественного интеллекта в школе. 

Планирование изучения темы, урока так, чтобы он отвечал разным стилям обучения и можно было задействовать разные типы интеллекта учащихся, требует творческого подхода от учителя и изобретательности. Т.Армстронг в упомянутой выше книге дает учителю ряд советов, на основе которых можно выделить шаги планирования:

Шаг 1. Постановка цели. Сформулируйте цель предельно конкретно и запишите ее в центре листа бумаги.
Шаг 2. Задайте себе ключевые МИ-вопросы.
Шаг 3. Рассмотрите возможности. Обратитесь к таблице "8 способов обучения", списку глаголов таксономии Блума, рассмотрите возможные стратегии, и решите, какие из методов и учебных материалов будут наиболее соответствовать достижению цели. Подумайте и о других возможных вариантах.
Шаг 4. Мозговой штурм. Записывайте все идеи, которые приходят вам в голову (кстати, для этого с успехом можно использовать интеллект-карту), иногда можно выработать идеи и в сотрудничестве с коллегами.
Шаг 5. Выбор видов деятельности. Из записанных вами идей отберите наиболее на ваш взгляд удачные.
Шаг 6. Составьте логичный план урока. Соберите воедино все ваши мысли и заполните матрицу плана урока.
Шаг 7. Приведите план в исполнение. Подберите все необходимые материалы, определите время для всех видов деятельности и осуществите свой план на уроке, не забывая при этом отредактировать его при необходимости или внести коррективы по ходу урока.
К данным шагам планирования можно добавить и еще один: продумайте и отберите современные приложения, которые позволят наилучшим способом вам реализовать ваш план, а детям изучить материал, используя свои способности и тем путем, который им наиболее близок.

Назад к разделу Применение теории множественного интеллекта в школе




Комментариев нет:

Отправить комментарий